noutnesi

06.02
22:59

Этого мальчика нельзя не полюбить


Ух, как же долго пролежала эта книга у меня на столе… Сперва я одним махом прочла 200 страниц из 470, но потом мы уехали в Москву, пришлось брать с собой электронную читалку, а с ней меня сильно отвлекли Азимов и Симмонс, и в итоге к Митчеллу вернуться удалось не сразу. Но все это меня совершенно не оправдывает, потому что эту книгу нужно читать сразу всю, на одном дыхании, ведь оторваться от нее очень сложно. А какая она смешная! Я наверное половину книги прочитала вслух мужу, так не сиделось внутри меня словам, так хотелось поделиться.А когда дочитала, с неделю переносила цитаты на сайт – уж очень много закладок образовалось у меня в этой книге, просто неимоверное количество… Да и сама книга… Она просто потрясающая! Такая пронизывающая, грустная, сложная, смешная – и мудрая…Теперь ближе к тексту, пожалуй. Хватит общих впечатлений. Для начала, хочу познакомить вас с главным героем.«Тот, кого травят, учится быть невидимым, иначе заметят и начнут шпынять. Тот, кто запинается, учится быть невидимым, иначе заметят и заставят говорить то, что ты сказать не можешь. Тот, чьи родители ссорятся, учится быть невидимым, чтобы не стать причиной очередной ссоры. Трижды невидимый мальчик - вот кто такой Джейсон Тейлор».Вот такое вот состояние у мальчика тринадцати лет. Такой вот у него тяжелый период. Таковы его стимулы к взрослению и препятствия на пути к нему же. Каждая глава этой книги – один месяц из жизни Джейсона, и каждый раз удивляешься, как меняется его восприятие окружающего от месяца к месяцу. В самом начале мне стали резать глаза бранные слова – что поделать, Джейсон живет в мирке сложных парней, мальчишек, желающих выпендриться и выделиться, унизить самого слабого, высмеять прекрасное. Как уж тут и выжить тихому, заикающемуся поэтому тринадцати лет?За всем этим матом и разговорами о сексе меня посетила мысль – а точно ли о таком могут говорить дети 13 лет? Курить да, курят, но лично мои ученики кажутся поменьше и поневиннее.. Хотя, возможно, только кажутся… Утешает, что Джейсон порой даже и не понимает таких слов, не знает их, хоть и очень и очень начитан. Ведь, чтобы компенсировать заикание, он старается заменять слова синонимами, а значит, знать разных слов нужно очень много – вот и читает он не только художественные книги, но и словари. В любом случае контраст с таким вот окружением идет Джейсону только на пользу. Он сразу позиционируется как более невинный, домашний и культурный ребенок. Но что хорошо для родителей, не всегда хорошо для ребенка… И Джейсону очень нелегко приходится в школе. Особенно учитывая, что он никому не рассказывает о всех издевательствах, что ему приходится терпеть.Это во многом история и о школе, о травле, о бандах. Такие зарисовки часто встречаются в американском кино, или в рассказах о британских частных школах. Но при всем этом здесь от каждой страницы веет свободой. Свободой и полетом. И надеждой на лучшее. И вот за весь этот свет я так и люблю Дэвида Митчелла. И за его невероятные образы. «Ветер зашелестел десятью тысячами страниц дуба».«Часы на каминной полке стругали минуты, рассыпая секунды».И за его звукоподражания. «Грачи кр-кр-кричали». Ты буквально видишь звук. Он перестает быть чисто звуковым ощущением. Ты воспринимаешь его всем, что у тебя есть. «Изморозь на колючих ветвях таяла, и большие капли кап-кап-капали на землю».История Джейсона все набирает и набирает обороты, его восприятие мира и своего места в нем постоянно меняется – и очень резко в самом конце… И очень яркая, четкая, пронзительная закольцованность финала лишь усиливает это впечатление разительной перемены, произошедшей с ним. Меняли его больше всего люди, встречающиеся на пути. Двоюродные братья. Симпатичная девочка. Подчиненный отца. Цыганский табор. Сумасшедшая старуха из домика в лесу…Но мне кажется, сильнее всего на него повлиял человек, которого узнают все, читавшие Облачный Атлас. Когда я поняла, кто этот человек, я буквально заверещала от восторга – я все ждала чего-то вроде повторяющейся фразы о том, как «Облачный атлас начинает переворачивать свои страницы» - уже в двух, если не в трех его книгах, я ее встречала. Однако пасхалка здесь – куда обширнее, куда обстоятельнее – и гораздо интереснее. Помните Роберта Фробишера и его секстет? Они здесь звучат! Здесь звучит пластинка, одна из немногих уцелевших – и один из немногих оставшихся в живых очевидцев снова рассказывает нам историю гениального композитора… В этот момент мне безумно захотелось эту книгу съесть. Проглотить, чтобы она осталась у меня внутри. Навсегда. И перечитать Облачный Атлас. И его тоже съесть. Одна из сносок рассказывает также историю настоящего композитора, Фредерика Дилиуса, – и я не могла не поразиться тому, насколько она совпадает в историей Фробишера! Вероятно, здесь Митчелл как раз и показал, что вдохновило его на написание этой части секстета. Еще одной интересной пасхалкой оказалось то, что на школьной дискотеке звучит песня «Number 9 Dream» Джона Леннона! Прямейшая отсылка к Митчелловской же книге «Сон номер Девять».А вообще сносок здесь мне показалось катастрофически мало. При том объеме информации, которую я почерпнула из этой книги, мне приходилось постоянно лазить в интернет, чтобы посмотреть на все виды шоколадок, печенья, газировки, предметы одежды, что упоминают герои… Но это по мелочи. А по-крупному я здесь впервые прочитала о том, что в ранние восьмидесятые годы Британия участвовала в войне на Фолклендских островах против аргентинцев. Странно и стыдно, но я никогда раньше об этом и не слышала. Третий день уже пишу рецензию… И каждый раз убеждаюсь, что чем дальше описываю свои впечатления, тем больше и больше я эту книгу люблю. А ведь еще поначалу сомневалась, ставить 4 или 5. Оказывается, рецензия в этом плане очень полезна. Помогает все взвесить, все расставить по местам. И очень хочется закруглиться самой, пожалуй, понравившейся мне цитатой. «Мир - это такой директор школы, который работает над искоренением твоих недостатков. Никакой мистики. Он их не искупает, как Иисус. Просто ты раз за разом наступаешь на одни и те же спрятанные грабли. Пока не поймешь: вот они, осторожно! Все, что с человеком не так - может, он слишком жадный, или наоборот, слишком раболепен, "да, сэр, нет, сэр, слушаюсь, сэр", или слишком что угодно еще - это невидимые грабли. Или ты их не замечаешь и терпишь удары по лбу, или в один прекрасный день замечаешь - и убираешь их. Ирония состоит в том, что когда ты наконец запомнил про эти грабли и уже начинаешь думать, что жизнь, в общем, не такое уж дерьмо, - вдруг "бабах!", и ты получаешь в лоб совершенно другими граблями.У мира их бесконечный запас».Рецензия написана, пожалуй, в рамках мини-флэшмоба "Первооткрыватель".


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки